Рекомендации воспитателя

Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики младших дошкольников
    Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторик у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности.    
    А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.
Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате.
!Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми.
    Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем.
Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
    Когда у детей уже сформированы основные навыки лепки, появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности. Очень важно чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.
!Не нужно забывать о том, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
    В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. 
    Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Исследователи Института физиологии детей установили, что развитие тонких движений пальцев рук, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову - Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. С. П. Дуванова и Е. Ю. Тебелева указывают, что если уделять должное внимание упражнением и играм, в том числе и лепке на развитие мелкой моторике, то можно решить сразу две задачи:
1. Косвенно влиять на интеллектуальное развитие ребенка.
2. Готовить овладением навыков письма. В различной литературе (Е. А. Янушко, Е. А. Солнцева, Т. В. Белова, О. Жукова, Т. А. Ткаченко) имеется описание приемов совершенствования мелкой моторике пальцев рук по средствам различных игр, лепки, упражнений.
Игры посредствам лепки особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способны нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.
Основные способы лепки:
1. Конструктивный - по частям (все части объекта лепятся отдельно)
2. Пластический – лепка объекта из целого куска, все мелкие детали вытягиваются из основы.
3. Комбинированный - соединяются из лепки из целого куска и лепки по частям.
Приемы лепки при делении целого на части:
1. Разрезание и надрезание стекой.
2. Откручивание.
3. Отщипывание.
Приемы лепки при создании и изменении формы:
1. Раскатывание – на руках, на доске. При использовании теста раскатывание на доске.
2. Сплющивание, вытягивание, сгибание, прищипывание, вдавливание, удаление лишнего материала (выборка, наращивание формы.)
Приемы соединения частей:
Прижать, примазать, загладить, соединение через дополнительный материал: - штифт (палочка, проволочка, стержень).
Перечисленные выше способы и приемы лепки широко применяются в работе с пластичными материалами - пластилин, глина, тесто.
Задачи, решаемые на занятии по лепке довольно обширны:
Это знакомство с разнообразием пластических материалов (глина пластилин, соленое тесто) их свойства (пластичность, вязкость, вес, однородность). Возможность воздействия самого малыша на материал.
Формирования - зрительного и тактильного обследования, восприятие особенности структуры пластичного материала. Соизмерять нажим ладоней на материал при создании определенной формы. Создавать простейшие формы (шар цилиндр) видоизменять, преобразовывая в различные формы (мячик, яблоко, конфеты, бублики, баранки) Формирование различных деталей для создания образов из 2х, 3х деталей, сохраняя пропорции, и размещение частей в правильной последовательности (грибок, неваляшка, птичка).
Синхронизировать работу обеих рук, формировать зрительный контроль над движением своих рук.
Рисовать можно не только карандашами или красками, но и пластилином используя в своей работе мазки тем же пластилином.

Что собой представляет безопасный пластилин? 
Как выбрать пластилин ребенку?

1. Выбирать нужно не слишком яркие оттенки. Лучше всего для лепки подходят спокойные тона.
2. Пластилин должен быть податливым и эластичным. Он не должен таять в руках и крошиться. Но должен легко разминаться от теплоты рук и лепиться без особых усилий.
3. Состав. В своем составе детский пластилин не должен иметь токсичных веществ и элементов, которые могут нанести вред ребенку.
4. Для совсем маленьких деток лучше покупать съедобные массы для лепки из-за возможности случайного проглатывания.
5. Запах. Пластилин должен иметь приятный аромат, чтобы малышу нравилось с ним работать.
6. Кусочки качественного пластилина должны хорошо смешиваться и липнуть друг к другу.
7. Слепленная из качественного пластилина поделка не должна терять свою форму и распадаться на составные части.
8. Пластилин не должен сильно пачкать руки и одежду, а если он немного оставляет следы, то они должны легко отстирываться и смываться теплой водой с мылом.


9. Добавки в пластилине должны быть только растительными.
10. Хороший пластилин должен легко разрезаться стеками.
11. Также хороший пластилин должен легко кататься по любой поверхности и между ладонями, не прилипая к ним.
12. Качественный пластилин без особых усилий снимается с поверхности с помощью стека, не оставляя пятен.
13. Также он легко лепится к бумаге, дереву, пластмассе, картону.
14. Хороший пластилин может долго находится на открытом воздухе, не меняя своих качеств.

При покупке пластилина обязательно учитывайте возраст малыша.
Чем отличаются различные виды пластилина?

Составом. Если Вы покупаете пластилин для того, чтобы малыш лепил из него фигурки, отдавайте предпочтение восковым составам. Такой пластилин хорошо держит форму, но он довольно твердый и упругий, поэтому малышу придется потратить некоторое время и приложить определенные усилия, чтобы его размягчить. Хотя это неплохо, поскольку ребенок, таким образом, тренирует пальчики и развивает мелкую моторику.

Если Вам нужен пластилин для создания картин, то лучше покупать более вязкие сорта.
Обратите внимание и на то, что, чем больше расцветок в упаковке, тем интереснее их комбинировать.


Безопасный пластилин и его виды:

1. Классический обычный пластилин

Это разноцветный мягкий материал для лепки. Он хорошо поддается смешиванию цветов, с него можно по несколько раз переделывать и доделывать фигурки.
Он зачастую продается в виде прямоугольных брусков.
Есть также разновидность такого пластилина – восковый. Он намного мягче обычного, лучше лепится и склеивается между собой.

2. Шариковый пластилин

Это тоже специальный материал для лепки, но он состоит из мелких пенопластовых шариков. Он безопасен для детей, и работать с ним приятно для рук. Шарики дополнительно массажируют пальчики. Поделки из такого пластилина хорошо сохраняют форму.

3. Пластилин, который застывает


Он, как правило, имеет яркие насыщенные цвета и застывает в течение суток. Фигурка, сделанная из такого пластилина, может стать отличной игрушкой либо украшением детской комнаты. Из них даже можно создать собственную коллекцию. Также интересно из такого пластилина делать елочные украшения.

4. Скульптурный пластилин

Это профессиональный материал для лепки. Он используется чаще всего профессиональными скульпторами и учениками художественных школ. Он имеет восковую основу и хорошо держит форму.

5. Арт-пластилин

Подходит детям школьного возраста. Бывает мягким и твердым. Первый хорошо подходит для изготовления аппликаций и картин, второй – объемных фигур.

6. Специальная масса для лепки

Она подходит даже маленьким деткам, поскольку не токсична и очень мягкая. Недостатком такого материала является то, что он быстро сохнет. Его нельзя держать на открытом воздухе.

7. Плавающий пластилин

Фигурки, изготовленные из него, хорошо плавают в воде, он при этом не засыхает (его можно использовать многократно) и не тает.

8. Паста для моделирования

Она интересна тем, что приятна на ощупь и с ее помощью изготавливаются фигурки, которые потом еще и можно разукрашивать.

9. Прыгающий пластилин

Он интересен тем, что слепленные из него шарики, хорошо прыгают.

 Все родители хотят, чтобы их малыши развивались гармонично, а лепка позволяет совершенствовать работу пальчиков и развивать мелкую моторику, а также такие важные качества, как усидчивость, щепетильность, трудолюбие, фантазию, внимание, воображение, память и другие. Поэтому игнорировать это занятие нельзя.

Список канцтоваров для детского сада
Принадлежности для рисования:

• Цветные карандаши.
• Точилка.
• Фломастеры.
• Цветные мелки.
• Восковые мелки.
• Акварельные краски.
• Гуашевые краски.
• Кисточки.
• Стакан-непроливайка для воды.
• Палитра.
• Мягкий простой карандаш.
• Ластик.
• Альбом для рисования.
• Раскраски.
• Фартук либо халат.

Принадлежности для аппликаций

• Цветной картон.
• Белый картон.
• Цветная бумага.
• Клей ПВА и клей-карандаш.
• Кисточка для клея.
• Безопасные ножницы с закругленными концами.
• Коврик, чтобы не запачкался стол.

Принадлежности для лепки

• Пластилин.
• Глина для лепки.
• Стеки.
• Доска для пластилина.


Техники рисования в 4- 5 лет 

Давайте рассмотрим некоторые техники рисования .
Как и чем рисовать?
Штриховки

Смысл этой техники в том, чтобы закрасить какую-либо область, не вылезая за границы рисунка. Штриховки лучше делать карандашом или ручкой.

Предложите ребенку раскрасить зайчика в серый цвет.раскраска «зайчик»
раскраска «рыбка»

Лисичку раскрашиваем в рыжий.
раскраска лисичка
Закраска

Закраска похожа на штриховку, но выполнятся красками. Смысл тот же – закрасить определенную область. Например, очень интересно нарисовать разноцветные круги с помощью пластиковых стаканчиков, а потом раскрасить их в подходящий цвет.
Линии

Прямые, волнистые, прерывающиеся, по спирали и т.д. Вот пример того, как можно нарисовать разными линиями небо, травку и солнышко.

рисунок линиями небо и трава
рисунок линиями солнце
Точки

Это одна из первых техник, которые осваивают дети и наиболее любимая. Детки могут рисовать этой техникой песок, дождик, снег, мух и др. Например, можно украсить точками ананас с помощью кисточки.
Точечный рисунок ананас

Или нарисовать клевер ватными палочками.
Рисунок ватными палочками










Консультация для родителей младших дошкольников
 «Как научить малыша рисовать»

Наши дети подрастают. Они уже ходят, играют, наблюдают как родители, старшие братья, сестры действуют с ручкой, карандашами, кисточками. Малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. 

В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого, и они уже хотят действовать с карандашами, кисточками. 
Но, естественно,вначале у них ничего не получается: рука не слушается. Овладение карандашом и кистью детям удается не сразу. 
Вначале движения руки с карандашом, как и с любым другим орудием, которым малыш только начинает пользоваться,неумелы: ребенок или слишком сильно зажимает карандаш в руке, и рука становится очень напряженной, теряет свободу, или почти не держит его, не умея зажать в пальцах, и карандаш вываливается из рук. 
Но постепенно движения эти становятся увереннее.

Рисование карандашами требует усвоения целого ряда технических навыков:
надо научиться брать карандаш правильно (тремя пальцами, держать большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Так же как и правильной позе, приемам пользования карандашом надо учить с первых же занятий.

Часто бывает, что взрослый, показав, как держать карандаш, не замечает, что ребенок держит его «щепотью», двумя пальцами, кулаком или в левой руке. Если на неправильные способы сразу не обратить внимание, ребенок к ним привыкает и позже с трудом усваивает правильные.
Нельзя при этом ограничиваться одними словесными замечаниями: «Аня возьми карандаш правильно!». Сам ребенок, не имея еще опыта действий с карандашом, не знает, что нужно сделать. Ребенку надо показать это практически, взяв его руку в свою и положив пальчики как следует. В процессе деятельности с карандашом надо также все время обращать внимание на то, как дети держат карандаш, и поправлять по мере надобности.

Не следует спешить сразу после этих первых занятий давать ребенку кисточку и краски: очень важно, чтобы у ребенка немного закрепился способ рисования карандашами.

Первые рисунки малыша – это, как правило, беспорядочные линии, отрывистые штрихи без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, наносимые в случайном направлении. Но уже после двух-трех проб движения приобретают более организованный характер.

При рисовании отдельных линий зрение еще не регулирует движение, а лишь сопровождает его. Нанося штрихи, ребенок двигательно осваивает пространство листа бумаги. Меняя направление, характер штрихов (прямолинейные, дугообразные, он как бы осуществляет двигательный поиск. Постепенно, движения малыша становятся более разнообразными: из дугообразного получается вращательное, затем оно все более и более округляется, сосредотачиваясь на одном месте и образуя мотки или распространяясь по всему листу, давая спирали. Опираясь на этот естественный путь развития рисовальных движений, следует предоставлять ребенку возможность осознанного повторения, чтобы добиваться свободы и легкости их воспроизведения. А чтобы повторение не было механическим,необходимо связать движение с образом: предложить детям нарисовать, «как наматывают нитки на клубочек», «как кружится юла», «дым идет из трубы» и т. п. Такому рисованию должны предшествовать наблюдения реальных действий, чтобы ребенок знал изображаемое явление, а не повторял только показ взрослого.

От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным движениям.Отдельные линии приобретают все более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, образуют зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий.Однако это разнообразие линий получается чаще всего случайно: не всякую линию ребенок может повторить по предложению взрослого, не всегда удается направить движения руки, подчинять его определенной цели. В процессе рисования у малыша наблюдается еще много нецеленаправленных движений,не связанных с получением определенного результата: например, он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует, как выйдет.

Создание изображения у ребенка зависит от развития движений руки. При постоянном внимании взрослых, терпеливом повторении нужных приемов, действий с рукой ребенка вырабатываются необходимые умения и навыки. Раннее привитие этих навыков способствует выработке смелых, легких и уверенных движений руки с карандашом. Постоянные движения становятся все разнообразнее. Вместе с тем и повторение однородных движений доставляет ребенку большое удовольствие. Благодаря упражнению он быстрее овладевает движениями. Движениям следует придавать образный характер, предлагая ребенку рисовать длинные дороги, ручейки, дождь, струйки воды, текущие из крана, падающий снег.

Важное значение в рисовании имеет правильная поза.Она не должна быть неподвижной: ребенок меняет положение не только рук и ног, но и корпуса. Не следует допускать искривления спины, излишнего наклона над столом, поджимания ног под себя.

Рисование красками начинаем с показа ребенку подноса, покрытого гидроемкой тканью. На нем акварельные краски, кисть №10 плоская, щетина (это важно, салфетка для рук, губка (поролон, банка с водой. Рядом листы чистой плотной бумаги.

Обращаем внимание ребенка на поднос, даем осмотреться. Только после этого берем кисть в руку. Объясняем, что кисточка – это деревянная палочка с мягкими волосиками на конце. Гладим ее; прикасаемся щетиной к руке (кисть «гладит» нас). Пусть ребенок легко проведет волосяной частью кисти по ладошке, чтобы почувствовать, какая она мягкая. Говорим, что она хорошая, добрая, ласковая, любит купаться. Показываем детям, как тремя пальцами держать кисть чуть выше железного наконечника.

Опускаем кисть в прозрачную банку с водой, чтобы ребенок видел, что происходит с кисточкой в банке и что там она делает. Предлагаем ребенку сделать то же. Малыш вращает кисть, а взрослый придерживает банку, чтобы вода не разлилась.

Вместе с ребенком рассматриваем пузыри, слушаем «говор» воды и, вторя ему,повторяем: «Буль-буль, буль-буль».

Вынимаем кисточку и капаем стекающей с нее водой в краску. Предлагаем ребенку сделать то же. Красок много, и, чтобы не стало скучно,можно спеть песенку:

Просыпайтесь, краски,

Будем мы трудиться.

Просыпайтесь, краски,

Будем веселиться.

Кисточку кладем на поднос. Пусть отдыхает. Познакомим ребенка с поролоном. Предлагаем потрогать его – он сжимается и разжимается. Опустим его в воду, вынем, чуть отожмем и смочим лист бумаги; движения от края до края листа, не отрывая руки.

Такое движение помогает ребенку ощутить диапазон своих возможностей. Очень важно при этом не торопить малыша. Ведь для него каждое новое действие – это целый мир.

Лист подготовлен. Прошел дождик – вода смочила бумагу. Выглянуло солнышко - первая полоса яркой краски появилась на листе. Промокаем кисть и наберем новую краску, положим ее рядом с первой – они плавно соединяются. Это чудо удивляет и детей, и взрослых. Малыши радуются, хлопают руками и издают восторженные крики. Хорошо, если сидящий рядом взрослый тоже рисует на своем листе. И ребенок имеет возможность увидеть то, что однажды сможет сделать сам.

Во время работы плавно и негромко повторяем:

Кисточку в воду, в краску, на бумагу,

потом опять в воду,

в другую краску, на бумагу.

Периодически напоминая малышу эту фразу, мозг ребенка быстро запомнит формулу, и движения постепенно, день ото дня, становятся более организованными и сознательными.

Со временем желательно внести новые требования и предложения – по одному месту проводить один раз, чтобы не закрывать ранее положенный цвет красками. Работать кисточкой смело, широко – на весь лист. Не следует бояться при этом, что на какое-то время рисунки малыша станут менее аккуратными; постепенно при внимании взрослых дети научатся рисовать двумя – тремя красками, и рисунки их станут красочными, красивыми.



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в этот период большую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного. Среди воспитанников детского сада встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Развитие творческих способностей этих детей требует нестандартного подхода, учета индивидуальных возможностей ребенка. Эти дети не пассивные объекты социальной помощи, а развивающие личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Любое педагогическое воздействие на детей с ОВЗ должно быть не просто педагогическим, а коррекционно – педагогическим, учитывающим не только характер основного дефекта, но и структуру интеллектуальных нарушений. Детей с ОВЗ характеризует отставание в психическом развитии, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико – синтетическая деятельность, снижена активность мышления. Из – за быстрого наступления утомления дети часто не могут завершить начатое дело. У них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а иногда он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности они не знают с чего начать. Эти дети эмоционально не устойчивы, у них присутствует частая смена настроения, неуверенность, чувство страха. Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Решение данной проблемы требует специального подхода, который, на мой взгляд, заключается в использовании нетрадиционных техник в работе с детьми с ОВЗ. Работая с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними, я понимаю, что все дети наделены разными способностями, но они есть у всех: кому – то удаются выразительные рисунки, кто – то любит лепить, кто – танцевать. Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, развивается интеллект, память, воображение, мышление, речь. Часто дети с ОВЗ находятся в возбужденном, нервном состоянии, но стоит ребенку взять лист бумаги и краски, как он меняется, приходит в эмоциональную норму, начинает улыбаться, становится спокойным. Творчество в детском саду помогает детишкам раскрыть и развить свои таланты.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявления индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционного техники рисования способствуют развитию мелкой моторики рук, повышают уровень развития зрительно – моторной координации. В своей работе с детьми с ОВЗ я использую многие техники нетрадиционного рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование тычком, отпечатки листьев, рисование мятой бумагой, рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы, пластилинография (рисование пластилином) Основной материал – пластилин. Рисование пластилином - это необыкновенно мощная техника. Она способствует в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Эта технология развивает художественное и пространственное мышление, она достаточно проста. Дети учатся смешивать разные цвета для получения разнообразных оттенков, осваивают прием вливания одного цвета в другой. Данная техника развивает мелкую моторику рук ребенка, развивает детское воображение, фантазию и творческое мышление, побуждает детей к самостоятельности и самодеятельности. Еще одна из нетрадиционных техник рисования – рисование методом тычка. Рисунки получаются объемными, живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Рисование методом тычка стимулирует развитие мелких мышц кисти рук, поэтому детям впоследствии легче овладеть и другими способами рисования. В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. В своей работе я стараюсь использовать различные материалы и их сочетания, например, различный природный материал для лепки и аппликации, рисование губками, ватными палочками, зубными щетками, поддерживаю инициативу детей и желание экспериментировать, создаю условия для творческого развития. Формирование изобразительных навыков обладает механизмами восстанавливающего и развивающего воздействия на ребенка. Данной проблемой занимались такие видные ученые как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие. Их исследования доказывают уникальные возможности при использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ показало эффективность этой работы, так как она способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества.


Комментариев нет:

Отправить комментарий